поради, статті, цитати, уривки з книг, теми для роздумів...
Block title
РОБОТА З ПСИХОЛОГОМ ДАЄ МОЖЛИВІСТЬ В ІНДИВІДУАЛЬНІЙ ТА ГРУПОВІЙ РОБОТІ:
пізнати краще себе (свій характер, здібності, можливості, тип особистості і т.д.)
навчитись розуміти себе і свої переживання та адекватно виражати почуття;
навчитись розуміти інших людей та їх проблеми;
позбутися страхів, переживань, відчуття самотності та інших неприємних відчуттів, психологічної залежності та навчитися боротися з ними;
навчитись ставити цілі та досягати поставленої мети;
стати впевненим у собі, у своїх силах,
полюбити себе та життя;
сформувати навички ефективного спілкування;
навчитись уникати конфліктів та «правильно» виходити з них;
дізнатися як налагодити стосунки з оточуючими людьми та зберегти їх (у тому числі і сімейні стосунки);
дізнатися як зберегти або відновити душевну рівновагу
знайти вихід із проблемної ситуації
навчитись самостійно організувати навчальну діяльність та досягати успішних результатів
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются ТОЛЬКО тогда, когда их развивают родители.
Цитата: "Так получилось, что всю весну и лето я ездила в Дом ребенка, все в том же милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Никаких очередей из усыновителей, осаждающих главврача с желанием немедленно забрать в семью «генофонд» я не заметила. Детей много. Учреждение процветает: отличный ремонт, горы игрушек, годовалые детки, одетые в дорогие костюмчики безжизненно висят в дорогущих ходунках. И это не инвалиды – вполне здоровые малыши. Просто они не хотят ходить, потому что их никто не держит за ручки, не зовет, не тетешкает, не целует за каждый крошечный шажок. Дети не играют в дорогие игрушки. Не играют, потому что не умеют. Для этого нужны мама и папа".
Интересное направление для развития ребенка - установление ими живых отношений с родителями или другими взрослыми людьми. Хотя бы - как с живыми игрушками. И что? В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни.
В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали на это только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.
При этом, стоит педагогу наладить взаимодействие с ребенком с синдромом госпитализма, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. Малыши захотят развиваться, если это желание в них разовьют взрослые. Если взрослые развивать это не будут, малыш останется только только овощем.
Да, уважаемый К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тендеция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия. "Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком" - писал он. Как относиться к его тезису? Двояко. По факту, это миф. С другой стороны - миф полезный, педагогически целесообразный.
Итого: когда человек развиваться особенно не стремится, имеет смысл ему внушать, что в каждом человеке заложено стремление к саморазвитию. Если же мы воспитываем детей, то надеяться на это стремление к саморазвитию - наивно. Если вы его создадите и воспитаете - оно будет. Если не создадите ребенку желание себя развивать - получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку окружающее его российское общество.